Размещение клапанов и клапанных боксов, а также трассировка трубопровода
-
Клапаны и клапанные боксы, главная магистраль и латеральные трубопроводы
Размещение клапанов и клапанных боксов, а также трассировка главной магистрали и
латерального трубопровода на плане - следующий шаг в проектировании системы автополива.
Приведем основные рекомендации, которые вам помогут на этом этапе:
Клапаны должны размещаться в боксах для легкого обслуживания и установки. Клапаны
располагаются ниже уровня земли, они не предусмотрены для закапывания непосредственно в
открытый грунт.
Клапаны и клапанные боксы не должны располагаться в местах, где они будут мешать
нормальному проходу пешеходов, не должны располагаться в местах использования полива (т.е.
расположение клапанного бокса на игровом, например футбольном поле- недопустимо).
Краны и ручные задвижки должны располагаться в легкодоступных для хозяев местах, так
чтобы они могли без особых трудностей управлять системой. Но располагаться они должны также,
чтобы не попасть в зону действия дождевателей.
По возможности, располагать клапанные боксы в центрах групп дождевателей, для
выравнивания рабочего расхода по зоне и минимизации типоразмеров трубопровода.
Используйте типоразмер электромагнитного клапана с соответствующим типоразмером
трубопровода, к которому присоединен клапан. При определенных условиях вы можете отойти от этого правила и использовать отличный от диаметра трубы типоразмер клапана. Учитывайте при этом цену и потери, которые возникают на клапане.
При трассировке латерального (зонального) трубопровода вы должны наметить, где у вас
приблизительно будут располагаться главная магистраль и клапанный бокс.
Для уменьшения расходов связанных с земляными работами, по возможности, используйте
одну траншею для главной и латеральных трубопроводов.
Для того чтобы уменьшить вероятность повреждения трубы главной магистрали выбирайте ее
более прочную рассчитанную на большее давление (SDR).Ниже приведены примеры соединения сплинкеров к трубопроводу и клапанам.
Последовательное соединение снлинкеров к трубопроводу, в этом случае электромагнитный
клапан располагается на одном из концов линии трубы и это наихудший способ соединения
латеральной магистрали, при котором не соблюдены оптимальные условия для работы всех
подключенных сплинкеров.
Чтобы не превысить допустимое значение движения воды по трубе более 1,5м/с, мы должны будем, с увеличением расхода переходить на больший диаметр трубы. В итоге при последовательной схеме подключения диаметр трубы будет максимальным. На рисунке выше изображены
разные варианты последовательного подключения сплинкеров к системе. Во всех этих случаях диаметр трубы подходящий к клапану будет много больше, чем у первого в этой цепочки сплинкера. И еще о чем стоило бы упомянуть, помня о динамических потерях и потерях по длине трубопровода, мы
должны понимать, что разница в давлении у первого сплинкера и у последнего в этой цепочки будет
значительная. Это значит- у одинаковых сплинкеров на разных концах трубопровода будут разные
радиусы полива и разное количество осадков.
Параллельное подсоединение сплинкеров к системе трубопровода. В этом случае клапан
находится в центре цепочки сплинкеров . Такое подключение к системе имеет ряд преимуществ перед системой с последовательным соединением. Вдвое уменьшен расход на сторону, что влечет за собой уменьшение типоразмера трубы, а, следовательно, и стоимости системы. В системе с параллельным подключением значение потерь давления по трубе будут вдвое меньше, а, следовательно, и качественно полив между крайними сплинкерами отличаться сильно не будет.
Даже двух зональный трубопровод в два ряда можно разделить, чтобы уменьшить разницу
давления, сравнять расходы и уменьшить диаметры труб. Сравните два варианта подключения
сплинкеров на рисунке ниже.
Существует великое множество форм цепей латеральных (зональных) трубопроводов, но главные
задачи при их формировании для проектировщика остаются теми же. Вы должны минимизировать значение потерь на трение, выравнивать значение расходов, минимизировать типоразмер труб
используемых в проекте, располагать органы управления системой в местах доступных для
обслуживания, но в тоже время не мешающих для повседневной жизни.